Очереди на белорусско-литовской границе: испытание для перевозчиков

11.04.2014

Очереди на белорусско-литовской границе: испытание для перевозчиков

     О том, что простои на границе Беларуси и Литвы критические, говорят уже не первый день. По информации ассоциации перевозчиков «Linava» сроки доставки грузов в РБ и РФ стали одинаковыми, их продолжительность до 8 суток. На 30 % сократился как пробег в месяц транспортного средства, так и доходы.

     Очереди выросли не случайно. Сотрудники литовской таможни уже второй месяц при пограничном контроле требуют у водителей грузовиков декларировать ввозимое топливо письменно.

Что проверяют?

     С 14 февраля этого года водители обязаны заполнять и предъявлять таможенному учреждению, которое находится на въезде в Литву, специальную форму декларации. В ней указываются показания одометра, вместимость топливного бака, вид топлива (за исключением газа) и его количество. Декларацию (второй ее экземпляр), заверенную таможней, водители обязаны иметь при себе на протяжении всей поездки, до тех пор, пока «льготное» топливо находится в баке.

     Естественно, ввозимое таким образом топливо нельзя использовать в другом транспортном средстве. Его также запрещено сливать. Исключением является том случай, когда транспортному средству необходим срочный ремонт. Кстати, о поломке необходимо оперативно сообщить в ближайшее таможенное учреждение. Также топливо нельзя хранить на складах, передавать третьим лицам! Если сотрудники таможни все же обнаруживают, что ввезенное на льготных условиях топливо использовали незаконно, то недостающее количество топлива облагается акцизом и НДС.

Как к нововведению относятся перевозчики?

     Такое изменение порядка декларирования топлива спровоцировало рост очередей. Водителям грузовых автомобилей, которые направляются из Беларуси в Литву, приходится проводить в очередях по 2 суток. Перевозчики винят в сложившейся ситуации таможню.

     Менеджер литовского индивидуального предприятия говорит, что сейчас не просто планировать работу, потому что никто не знает, сколько транспорт может простоять на границе. Соответственно, клиентам тоже нельзя обещать ничего конкретного. «У нас, например, был постоянный клиент в Минске, мы туда отправлялись каждую неделю. Сейчас один автомобиль не успевает за неделю отвезти груз и вернуться с другим грузом обратно. Успел бы только в том случае, если бы возвращался пустой. Вместо 2 рейсов делаем 1», - говорит он.

     Сотрудник предприятия отмечает, что очереди увеличились после того, как было введено положение о заполнении деклараций. Плюс ко всему, в период кризиса штат работников таможни был сокращен. Сейчас грузопоток достиг докризисного уровня, а вот число сотрудников таможни не изменилось.

Что с очередями?

     После введения обязательного письменного декларирования ввозимого топлива 14 февраля, водители грузовиков стали надолго застревать на границе. 17 февраля на ППК «Котловка» со стороны Беларуси в очереди стояло 200 грузовых автомобилей, в «Бенякони» - 300, а в «Каменный Лог» -400 грузовых машин.

     На данный момент ситуация лучше, но в очередях все также стоят сотни грузовиков. В «Котловке» - 120 машин, в «Беняконях» - 150, в «Каменном Логе» — 160, а на ППК «Привалка» — 250 грузовых авто.

     Тем не менее, ассоциация «Linava» отметила, что ситуация на постах в Мядининкай и Лаворишкес стала сложнее. Пропускная способность дорожного поста в Мядининкай в марте была лишь 70%, а в Лаворишкес — 60% установленной.

Ситуация улучшится?

     И все же, существующий порядок для перевозчиков более приемлем, чем меры, которые обсуждались несколькими месяцами ранее. Тогда опасались, что власти ограничат ввоз топлива для перевозчиков из Литвы и иных стран ЕС. Такое положение могло бы негативно повлиять на конкурентоспособность литовских перевозчиков. Уменьшилась бы привлекательность транзитной Литвы.

     По данным Департамента таможни, до введения обязательного письменного декларирования топлива, подсчитали, что таможенные процедуры займут немного больше времени, на границе увеличатся очереди грузовых автомобилей. Но ситуация уже понемногу стабилизируется, у водителей появляются навыки письменного декларирования. В таможню поступали жалобы, но так бывает почти всегда, когда начинают применяться новшества. Винить во всем только усиленный контроль топлива нельзя, потому что Беларусь все еще проводит дезинфекцию прибивающих в страну транспортных средств. На границе с Россией, кстати, очередей нет.

Часто ли нарушают новое правило?

     К слову, с введением письменного декларирования работники таможни зафиксировали около 750 случаев нарушения правил перевозки топлива. Чаще водители предоставляют неправильные данные о количестве топлива. Бывает, что топливо перевозится в нестандартных емкостях. Также установлены случаи возможного сливания топлива при выезде из страны. Чтобы избежать проверки некоторые водители едут в Беларусь через Польшу или Латвию. Зафиксированы случаи, когда при выезде из Литвы бак грузовика был наполнен водой.

     Кстати, нововведение уже достаточно сильно «ударило по карманам» перевозчиков. До 1 апреля на таможне за нарушение правил перевозки топлива было собрано 246 тысяч литов.